Скульптурой она стала увлекаться еще в Ставропольском художественном училище: было интересно искать и создавать пластические и пространственные формы и концепции в работе. Увлечение перерастает в серьезные профессиональные работы уже в Московском университете сервиса. Ее дипломной работой стала скульптурная композиция «Соседи», выполненная из шамота.
После университета Екатерина оказывается на знаменитом Бабушкинском скульптурном комбинате. Вдохновленная средой «сплошных скульпторов», подчиняясь сократовскому посылу «в скульптурах выражать состояние души», вырывается мощная струя ее творческого «я». Она стала работать с двумя материалами – уже ставшим родным и привычным шамотом и совершенно новым – бронзой.
«В то время моя подруга Маргарита Камардина создавала бронзовую скульптуру «Плащеносная ящерица», и она заразила меня процессом! Бронзе, доселе казавшейся мне грубой и монументальной, оказались подвластны тонкие формы и пластичность исполнения.
Тогда я увлеклась еще и историей тотемов. Философия древнего человека, стремившегося мыслимыми и немыслимыми способами снискать благосклонность у животного – у своего тотема, была очень притягательной. Я захотела создать тотемное животное. И выбрала крокодила, которого представляла в бронзе не обыкновенным зверем, а брутальным хищником. Нашла подтверждение и в литературе о том, что у ряда племен крокодил был тотемным животным. Было поверие о неприкасаемости к нему. Человека изгоняли из рода, если вдруг каким-то образом к нему прикасался крокодил».
Первый опыт рождался в оболочке сложных психологических эмоций. Казалось, что тотемная философия приручала и испытывала художницу. Крокодил не поддавался привычной форме работы. Эскизов накопилось не на одну выставку. Поначалу животное получалось приземистым, не удавались зубы и гребень. А по замыслу крокодил должен был иметь «острую» пластику. Художница оказалась втянутой в таинственное творческое пространство, прежде чем удалось добиться нужной формы. Сегодня и «Крокодил», и «Плащеносная ящерица» находятся в коллекции Дарвиновского музея в Москве.
Любимые материалы Екатерины Яковлевой – бронза и шамот (глина с вкраплениями обожженной массы): «Бронза – самый близкий мне по духу материал, он позволяет очень точно передавать мой замысел и пластику работы – я хорошо чувствую его. А шамот дает возможность делать скульптуры цветными. У шамота своя, особенная, только ему свойственная фактура и живость».
Екатерина следует своему стилю в скульптуре – бестиарности. Новое направление настежь распахнуло окна современной скульптуры. Оно родилось как плод воображения, облаченное в бронзовые формы, и погружения скульптора в мир «чудовищ с харизмой». Бестиарности несвойственна простота образов, но зато глубина философии наполняет скульптуры-бестии. Работы Екатерины - «Собака», «Леопард», «Гиена», «Бультерьер», «Бифитер» - сплошь автопортреты («ее второе «я»). Эта коллекция скульптур-бестий – коллекция уже не лиц, а настроений художницы.
«Я себя в творчестве не контролирую и не имею точных планов на будущее, - говорит Екатерина. - Я в скульптуре живу сегодняшним днем, но всегда делаю только то, что идет от души, от сердца, от моих внутренних переживаний. И от того надеюсь, что создаю вечно-искренние формы».
Скрыть