«Левретка»
Автор работы: Екатерина Яковлева
Идея создания этой скульптуры не могла прийти откуда-то извне, не могла быть выдуманной, ведь невозможно придумать то, что «надо видеть своими глазами». Левретка – слишком живая, чтобы срисовывать ее с репродукции. Но вот увидеть ее в России удается не часто. По некоторым данным, за последние годы в нашу страну было привезено всего несколько собак этой породы.
Екатерина Яковлева не ожидала, что однажды встретит мечту аристократов - маленькую, грациозную собачку. Это случилось год назад в доме одной знакомой. И случилось редкое для скульптора явление – прототипом ее работы стало конкретное живое существо.
Фигура бронзовой собаки близка именно стилевым особенностям Ренессанса – стремлению к реалистичному, оживленному образу и изображению. Если обратить внимание на классическое описание породы, то увидим, как сильно левретка Екатерины Яковлевой соответствует оригиналу: длинная морда, изящно очерченная, изогнутая шея, высоко поставленные уши, выпуклая спина и глубокая грудь, длинные мускулистые лапы, тонкий хвост низко посажен и т.д. Художница даже учла особенное строение задних лап этой породы, которые при рассмотрении параллельны друг другу.
Левретка была любимицей многих королевских семей, в том числе и русской царицы Екатерины Великой. Бронза, как никакой другой материал, гармонично подчеркивает аристократизм породы. Она позволила передать не только нюансы фигуры левретки, «прорисовав» ребра, суставы, форму ушей, носа и хвоста, но и показать настроение. У Екатерины Яковлевой собака получилась эмоциональной и доброжелательной (яркое стремление художницы изобразить по-настоящему улыбающегося пса). Левретка не вызывает агрессии, тонко подмечен знаменитый характер породы – быть живой и любящей, чувствительной и энергичной, быть игривой. Говорят, игривость сохраняется у этой породы даже во взрослом возрасте.
Екатерина не стала «одевать» ошейник на свою левретку, как это происходило с другими бронзовыми собаками. Ее левретка раскрепощена. Не наблюдаем и привычной сильной остроты формы, что еще больше сближает скульптуру с живым оригиналом.
Говорят, что левретки очень многогранны в своих проявлениях и обладают пластичным характером. Они могут быть как собакой одного хозяина, так и кошко-собакой, или просто дружком, с которым великолепно коротать вечера. Позволю предположить, что в бронзовой левретке видим именно собаку, привязанную к «главе семейства». Екатерина Яковлева предпочитает сильных зверей с харизмой, отразив эту концепцию и в работе над миниатюрной левреткой.
Кстати, о миниатюре. Бронзовая форма, как в реальности – не более 40 см. Не взять ли ее под мышку?
Инга Занг